ОСОБЕННОСТИ РЕЛЬЕФА
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Сходу, конечно же, обращают на себя внимание диффузоры. Они полипропиленовые, с необычным рельефом конусной части. Задача таких заморочек понятна – придать конусу конструктивную жёсткость, не увеличивая его массу. Ну и выглядит тоже прикольно.
Если сильно упрощённо, то имеем разумный компромисс между запасом хода диффузора (чем больше намотки вне зазора, тем больше запас хода) и контролируемостью динамика усилителем (чем больше витков в зазоре, тем лучше контроль динамика усилителем).
В остальном – всё более-менее традиционно. Пружинные клеммы и подводящие в виде плоских косичек, прошитых через центрирующие шайбы.
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ
Для 10-дюймового E10 результаты измерений довольно точно повторили заявленные, а 12-дюймовый Е12 оказался чуть жёстче. Хотя допускаю, что ему просто требуется чуть больше разминаться, поскольку концепция, в общем-то, соответствует обещанной. Так что при расчётах можно смело ориентироваться на циферки из инструкции.
- Fs (собственная резонансная частота) – 35 Гц / 35 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 27 л / 26 л
- Qms (механическая добротность) – н. д. / 14,09
- Qes (электрическая добротность) – н. д. / 0,34
- Qts (полная добротность) – 0,32 / 0,33
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 113 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 15,7 Тл м*
- Re (сопротивление постоянному току) – н. д. / 3,5 Ом*
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,0 дБ / 87,1 дБ
* — результат измерения при последовательном включении катушек
- Fs (собственная резонансная частота) – 29 Гц / 32 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 69 л / 56 л
- Qms (механическая добротность) – н. д. / 13,71
- Qes (электрическая добротность) – н. д. / 0,38
- Qts (полная добротность) – 0,33 / 0,37
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 155 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 15,7 Тл м*
- Re (сопротивление постоянному току) – н. д. / 3,9 Ом*
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,0 дБ / 88,2 дБ
* — результат измерения при последовательном включении катушек
Параметры, как видите, получились интересными: достаточно сильные моторы, лёгкие подвижки и мягкие подвесы (в первую очередь центрирующие шайбы) обещают неплохую отзывчивость динамиков к малым сигналам. Понятно, что это хорошо сказалось на чувствительности – опорные значения выглядят прилично. Насчёт чувствительности в оформлении – есть свои нюансы, но об этом чуть дальше.
Короче, это не дубовые тяжеловесы, которые в буквальном смысле встают, если их не «пинать» ваттами. Тут можно легко обходится и компактными моноблоками, выдающими от 250-300 Вт на 4 Ом или обычными усилителями (мостом к паре каналов или каждый канал – на свою катушку).
Теперь чуть больше о работе динамиков. Анализ излучения в ближнем поле (микрофон около 2 см от диффузора) обычно хорошо показывает наличие резонансов у сабвуферных динамиков. Любой резонанс в подвижке приводит к «подтормаживанию» или «возбуждению» излучения и особо наглядно виден на фазовой характеристике – на графике появляются ступеньки.
Здесь в сабвуферном диапазоне всё ровно, ну а в районе 500 Гц – это уже диффузоры начинают себя проявлять. Вернее, полипропиленовые колпаки, ибо сами конусы с хитрым рельефом, судя по всему, как раз оказались хорошо задемпфированы и значимых призвуков не дают. В общем, ничего такого, к чему можно было бы придраться.
РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ПРОБА В ДЕЛЕ
Описание рекомендует довольно компактные ЗЯ, да и ФИ тоже небольшие. Смотрим, что из этого получается (учёт влияния салона, как всегда, по характеристике Тома Ньюзена, указанные объёмы – «чистые», т. е. к ним нужно добавить объёмы, занимаемые динамиком и портом).
Короче, с этими сабами в ЗЯ получается очень артикулированный бас, без гудения и «тянучки» басовых нот, как раз для тех, кому важнее не количество, а качество – точность и разборчивость. Расчётная отдача в оформлении вроде бы не ломовая, хотя субъективно – ещё вопрос: какой-нибудь Ghost Rider или Phaxe, если поддать громкости, туго бьют в грудь со старанием пневматического молота. При этом объёмы корпусов посмотрите какие получаются – компактней уж некуда.
Вариант ФИ для этих динамиков – компромисс между качеством и количеством. Только корпус лучше делать не с круглым, а со щелевым портом. Внутри узкого и вытянутого порта воздушная масса сильнее демпфируется, её резонанс «размазывается» в более широкой полосе – есть все шансы получить музыкальный бас без характерного гудения на одной ноте.
КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?
В данном случае оба динамика имеют схожую концепцию по звуку, так что выбор калибра – 10 или 12 дюймов – вопрос личных предпочтений и объёма, который можно выделить под саб.
Теперь о самой концепции. Редкий на сегодняшний день случай, когда есть все шансы построить музыкальный саб с ФИ оформлением (по крайней мере, в этой ценовой категории). Это, пожалуй, самый универсальный и компромиссный вариант для обоих калибров, который покроет большинство музыкальных потребностей.
Вариант ЗЯ – для более требовательных к точности баса. На первый взгляд, отдача в таком оформлении не самая высокая, но на деле, учитывая высокую опорную чувствительность динамиков, это не так принципиально – громкости даже с запасом получается (в рамках нормальных SQ-систем, конечно же).
Во-вторых, ЗЯ предпочтительней, когда мидбасовое звено неохотно забирается вниз по частоте – в этом случае необходимую плотность баса может создать именно сабвуфер («насосы» с тяжёлыми подвижками этого не могут). В большей степени это касается 10-дюймового E10, хотя 12-дюймовый E12 тоже способен решить эту задачу.
- Хорошее совпадение реальных и заявленных параметров
- Способны работать в очень компактных корпусах
- В отличие от «тяжеловесов» отзывчивы на малом сигнале
- Одни из немногих сабов, способных на музыкальный бас в ФИ
- В ЗЯ способны на плотный, точный, артикулированный бас
МИНУСЫ:
- Не слишком высокая отдача в ЗЯ