Отдел продаж: 8-925-216-19-10 (Пн-Пт, с 8:00 до 16:00)

CARMUS 29.10.2021

ГЛУБИНА НЕ ПО КАЛИБРАМ
Тест сабвуферных динамиков Best Balance C10 (10 дюймов) и Best Balance C12 (12 дюймов)

Ну вот эти интересные сабы наконец оказались у меня в руках. Вернее, теста они ждали ещё с конца августа, но так уж сложилось, что в работе лаборатории получился вынужденный перерыв, и добраться до них смог лишь сейчас. И знаете, не зря они дожидались своего часа, динамики интересные, и у них, определённо, будет немало почитателей. Ну а моя задача – выяснить, под какие именно требования они зайдут лучше всего. Нетерпеливым, как всегда, велкам к выводам, а кто хочет понять, откуда что взялось – читаем по порядку.

Итак, сабы принадлежат серии Сlassic – в иерархии Best Balance она находится на третьей ступеньке сверху, т. е. примерно середина модельного ряда.

Ну и сразу по традиции ценовые ориентиры на момент теста: 10-дюймовый Best Balance C10 на текущий момент стоит 12400 рублей, а цена 12-дюймового Best Balance C12 – 13100 рублей. Учитывая конструкцию и возможности сабов, весьма умеренно.

К слову, свою родословную эти сабы ведут от моделей Rainbow серии SL. Причём это не просто копии, выпущенные «где-то там», сабы действительно выпускаются на той же фабрике, что и некогда Rainbow, все отличия сводятся к логотипам на корзине и кожухе магнитной системы.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Сразу обращает внимание, что динамики достаточно мягкие, диффузоры легко откликаются даже на лёгкие нажатия. Верхний подвес выполнен из мягкой бутиловой резины – это надёжнее, чем «пенка». Зачёт.

Диффузоры – алюминиевые. Жёсткость им придают малозаметные на первый взгляд детали – с лицевой стороны это центральный колпачок с вогнутым профилем и «ступенькой» по периметру. А с тыльной стороны по внешнему периметру самого конуса видна подштамповка под верхний подвес и ребро жёсткости.

Корзины – стальные штампованные. К жёсткости и толщине металла, равно как и к покрытию, никаких вопросов: качество достойное.

Магнитные системы, судя по всему, на C10 и C12 одинаковые. Что из этого вышло – посмотрим по результатам измерений. Моторы закрыты кожухами из плотной резины. Правда, снять их сходу не получилось: уж очень хорошо сидят, а портить динамик в планы не входило.

Однако мне хотелось оценить толщину верхней шайбы магнитопровода, поэтому исхитрился, оттянул кожух и всё же заглянул под него. Точно измерить не вышло, но примерно толщина составляет 7 или 8 мм.

Саб длинноходный: сквозь окна в корзине видна часть намотки, находящаяся вне зазора – эдак миллиметров по двадцать. Глаз не обманул, в упомянутых Rainbow SL-S10 и SL-S12 указан Xmax one-way (т. е. в каждую сторону) именно по 20 мм. Тут, как всегда, есть свои достоинства и недостатки, но это уже другой вопрос, его рассмотрю чуть дальше.

Охлаждение катушки организовано через окна в корзине под центрирующей шайбой и окна в нижней «подколпачковой» части конуса. Плюс осевой канал. Последний дополнительно закрыт сеткой, её видно, если заглянуть внутрь.

Нажимные пружинные клеммы не просто закреплены на площадке, а смонтированы в полузакрытом пластиковом кронштейне – получилось надёжно.

В общем, первые впечатления сабы оставили весьма приятные. Пора смотреть, как они работают. Сначала электромеханические параметры, а потом более глубокий анализ характеристик и проба в деле.

ИЗМЕРЕНИЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ

Вот тут самое время в очередной раз вспомнить про сабы Rainbow SL (которыми Best Balance С10 и С12, по сути, и являются). В описании указаны параметры, снятые с реальных серийных образцов Rainbow SL-S10 и SL-S12. А теперь посмотрите, насколько близко к ним оказались результаты измерений Best Balance. Разве что подвесы оказались чуть мягче, да и то ненамного.

Замечу, что ни одно стороннее копирование не даст такого точного попадания, такое возможно только в рамках одной производственной линии. Да чего уж там, иные фабрики даже в рамках одной серии так не могут, уж сколько подобных примеров насмотрелся.

Параметры Rainbow SL-S10 / Параметры Best Balance C10 (10 дюймов):

  • Fs (собственная резонансная частота) – 32 Гц / 28 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 24,3 л / 28,7 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,41 / 7,28
  • Qes (электрическая добротность) – 0,43 / 0,42
  • Qts (полная добротность) – 0,41 / 0,39
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 151 г / 151 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 16,7 Тл м / 16,2 Тл м*
  • Re (сопротивление постоянному току) – 4,0 Ом* / 4,1 Ом*
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,0 дБ / 84,0 дБ

* — при последовательном включении катушек

Параметры Rainbow SL-S12 / Параметры Best Balance C12 (12 дюймов):

  • Fs (собственная резонансная частота) – 29 Гц / 27 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 55,1 л / 61,5 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,68 / 7,19
  • Qes (электрическая добротность) – 0,49 / 0,51
  • Qts (полная добротность) – 0,45 / 0,47
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 198 г / 199 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 17,2 Тл м / 16,6 Тл м*
  • Re (сопротивление постоянному току) – 4,0 Ом* / 4,1 Ом*
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,0 дБ / 86,1 дБ

* — при последовательном включении катушек

Первое – непривычно низкие частоты резонансов Fs. Даже у 10-дюймового C10 вышло меньше 30 Гц. Причём здесь это обусловлено не столько массой подвижек, сколько мягкими подвесами (основную роль, разумеется, играют центрирующие шайбы).

Второе – подвижки хоть и действительно ни разу не лёгкие, но по нынешним временам параметры Mms на уровне среднестатистических.

Третье – сочетание 2-дюймового калибра звуковой катушки и крупных магнитных систем дали весьма приличный BL, так что при наличии достойного усилителя моторы должны таскать диффузоры без особых проблем. Правда, длинноходная конструкция добавила свои особенности, но об этом отдельный разговор.

АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ

Искажения измерял в свободном состоянии, т. е. динамик без оформления, узконаправленный микрофон в ближнем поле. Так получается показательнее, и вот почему. Вспомним про большой ход, который допускает длинная намотка звуковых катушек. Большое соотношение общего количества витков к их рабочему количеству (те, что в зазоре), даёт раздемпфирование динамика, ведь нерабочая часть катушки, фактически, становится паразитным сопротивлением между усилителем и динамиком. Так что, несмотря на сильные моторы, усилитель «отпускает» динамик при снижении частоты – ход увеличивается, и искажения в самом низу начинают расти.

Пугаться этого не нужно: в корпусах динамики будут поджаты дополнительной воздушной подушкой, которая ограничит ход, и искажения в действительности окажутся заметно ниже.

Фазовые характеристики и собственные АЧХ (опять же, без учёта оформления, измерены в ближнем поле) в НЧ диапазоне ровные и предсказуемые, но тут проблем и не ожидалось. А вот выше по частоте неравномерность есть – алюминий, как ни крути, даёт свои призвуки. Хотя всё это уже слишком высоко, ближе к 1 кГц и выше, так что на деле эти артефакты никак себя не показывают.

РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ПРОБА В ДЕЛЕ

Поскольку заявленные и измеренные параметры оказались близки, я выбрал расчёт по измеренным: они соответствуют более размятому сабу. Учёт влияния салона, как всегда, сделал согласно кривой Тома Ньюзена.

Best Balance C10
Описание предлагает 15-литровый ЗЯ и 20-литровый ФИ с портом на 40 Гц. По заявленным параметрам получается хорошо, по расчётным объём ЗЯ можно и уменьшить. Без экстремизма, чтобы не зажать динамик слишком сильно, литров до 12 «чистыми» будет нормально, особо меньше не нужно.

К рекомендованному ФИ никаких вопросов – вариант для тех, кто слушает музыку попроще и хочет погромче. Или когда нет возможности поставить усилитель достаточной мощности – акустическое усиление в салоне порядка 9 дБ – это вам не шутки. Не забудьте только про сабсоник (если будет такая возможность), он здорово улучшит качество баса и не даст динамику разбалтываться на инфрабасе ниже частоты порта.

Best Balance C12
И снова проверяю рекомендацию из описания применительно к измеренным параметрам. Тут, в отличие от C10, объём ЗЯ можно даже чуть увеличить. Например, динамику будет хорошо в 35 литрах – это практически стандартный корпус для «двенашки». Больше не нужно: динамик сам по себе мягкий, и в слишком большом объёме усилитель может перестать его контролировать.

К рекомендованному ФИ для «двенашки» тоже вопросов не нашлось: 45 литров с портом на 35 Гц – получается бас с недвусмысленным намёком на «низкоиграющие» жанры. И акустическое усиление нехилое – больше 10 дБ, как будто бас-буст на усилителе выкрутили. Ну или более мощный усилитель подкинули.

ПРОБА В ДЕЛЕ, ИТОГИ ТЕСТА. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ПОДОЙДУТ?

Проверить в деле фазоинверторные корпуса не удалось, но по всему выходит, что ФИ лучше выбирать, когда от саба нужно получить максимум отдачи, пусть и ценой упрощения баса. Порядка 9-10 дБ акустического усиления в салоне – это во многих случаях весомый аргумент. А вот с ЗЯ поэкспериментировал. Попробую описать каждый из них.

Best Balance C10. Неожиданно глубокий для 10-дюймового калибра бас – молотит плотно и увесисто, не все двенашки до него не дотянут. Причём всё это в смешных 12-15 литрах. Характер баса плотный, «мясной», с умеренной долей «жирка». Отдача в салоне более чем достаточная. Избежать басовых «хвостов» при настройке оказалось несложно, хотя тут всё в руках и ушах настройщика.

Best Balance C12. Саб для тех, кто предпочитает бас поглубже. В ЗЯ играет довольно ровно, и тоже ни разу не сухо. Такой бас я бы назвал могучим: позволяет при желании неплохо так помассировать ливер. При этом можно ещё и сэкономить – купить готовый корпус для «двенашки» (большинство подобных ЗЯ как раз 30-35-литровые) и даже не заморачиваться с самостоятельным изготовлением. Но это если по минимальному бюджету, оба саба всё же достойны правильных эстетичных корпусов.

ПЛЮСЫ:

  • Внушительно выглядящая конструкция, хорошее исполнение
  • Повторяемость параметров – пример для многих производителей
  • Умеют играть неожиданно низко для своих калибров
  • Понравятся тем, кто хочет получить увесистый, глубокий бас

МИНУСЫ:

  • Могут не зайти любителям сухого, «академичного» баса