ВЕРХОМ НА РАДУГЕ
Тест 2-полосных акустических систем Best Balance A6.5C и СЧ динамиков Best Balance A3M
ПЕРЕД ТЕМ, КАК ПРИСТУПИТЬ К ТЕСТУ
В самом начале совсем немного отвлекусь, потому как есть в появлении серии Best Balance Ambience один интересный нюанс… В общем, если вам показалось, что она сильно смахивает на Rainbow серии Germanium, то вам не показалось. И надписи на магнитах Designed in Germany – это в данном случае чистая правда.
Дело в том, что Ambience действительно является «перевыпуском» серии GL для нашего рынка, и все динамики собираются на той же самой фабрике. Вся разница – в корзинах, их форма на каких-то особых правах закреплена за немцами, но в остальном фабрика согласилась делать эту акустику под новым логотипом.
Почему серия Rainbow GL легендарная, думаю, старожилы автозвука знают. В своё время она получила награду конкурса EISA Awards и звание «Лучшая автомобильная акустическая система в Европе 2014-2015» (в этом легко убедиться на сайте EISA). К сожалению, в своё время серия успела приехать в Россию очень ограниченной партией, но, на минуточку, именно на этой акустике был собран демокар Rainbow, становившийся чемпионом ЕММА в 2014 и 2015 годах. Правда, то были двухполосные комплекты, а вот среднечастотники на нашем рынке впервые.
КОНСТРУКЦИЯ
Первое, что сразу обращает на себя внимание в НЧ/СЧ динамиках (модель называется Best Balance A6W) – это диффузоры. Это довольно необычный сэндвич из алюминия с лицевой стороны и целлюлозной массы – с другой. Как и любые алюминиевые диффузоры, ногтей они не любят, будьте осторожнее.
Шёлковый купол, как нетрудно догадаться из индекса модели (Best Balance A25T) имеет диаметр 25 мм. Профиль купола невысокий. Сетки у твитеров несъёмные.
ИЗМЕРЕНИЯ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ
Теперь к самому интересному. Начну с простого – электромеханических параметров, потом перейду к более детальному анализу. В этот раз решил совместить описание графиков сразу с впечатлениями от прослушивания. Возможности динамиков рассмотрю с двух точек зрения – для применения в двухполоске и в трёхполоске.
Измеренные параметры Best Balance A6W:
- Fs (собственная резонансная частота) – 47 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 14 л
- Qms (механическая добротность) – 3,48
- Qes (электрическая добротность) – 0, 65
- Qts (полная добротность) – 0,55
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 18 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,5 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,7 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,7 дБ
Измеренные параметры Best Balance A3M:
- Fs (собственная резонансная частота) – 88 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 1,4 л
- Qms (механическая добротность) – 4,01
- Qes (электрическая добротность) – 0, 67
- Qts (полная добротность) – 0,57
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,5 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,7 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,7 дБ
Первое, что сразу обращает внимание – низкие резонансы как для мидбасового динамика, так и для среднечастотника. Но природа этой особенности у них разная – у мидбасового основной вклад внесла не самая лёгкая подвижка, а у среднечастотника – относительно мягкий подвес.
Оба динамика явно имеют кольца Фарадея в магнитных системах (короткозамкнутый виток). Посмотрите, импедансы с ростом частоты практически не растут, индуктивность звуковой катушки в немалой степени скомпенсирована. Это, по идее, должно уменьшить интермодуляционные искажения на СЧ и заодно продлить частотный диапазон динамиков вверх. Но там вступают в дело уже другие факторы. В общем, надо смотреть дальше.
Анализ работы НЧ/СЧ динамиков Best Balance A6W
НЧ/СЧ динамики действительно забираются высоко (даже очень высоко) по частоте. Хотя, ясное дело, ближе к верхним частотам начинают сказываться вес подвижки и калибр. Но нам звучание наверху не так важно, главное, что нужно было выяснить – динамик умеет работать в двухполосных системах.
По результатам экспериментов стало очевидно, что при настройке нужно обязательно учитывать выброс АЧХ на верхнем краю рабочего диапазона динамика. Поэтому в двухполоске для нормальной стыковки с твитерами можно смело пробовать фильтры с высокой крутизной и «растаскивать» частоты ФНЧ мидбасового звена и ФНЧ твитеров. По крайней мере, настройку ФВЧ для мидбасового звена я бы начинал с 3 кГц и 24 дБ/октава, а дальше – по ситуации.
Отдельно опишу впечатления по нижним частотам. Бас без «жира». Нижние ноты динамик берёт уверенно, но как-то осторожно, на некоторых жанрах низов порой хочется добавить. Это вообще свойственно для динамиков с добротностью ниже 0,7. В целом характер баса я бы назвал академичным – правильный и аккуратный.
Анализ работы СЧ динамиков Best Balance A3M
Среднечастотники очень хорошо забираются вниз и уверенно работают чуть ли не от 200-250 Гц. Конечно, не на суицидальной громкости, калибр этому не слишком способствует, но стык с НЧ звеном можно смело опускать до 300-350 Гц (ниже для 3-дюймового калибра просто физически нет смысла). Правда, для этого им лучше организовать free-air. Ну или, по крайней мере, не слишком зажимать в тесные объёмы – как минимум, поллитра им точно нужно.
Анализ работы твитеров Best Balance A25T
Твитеры – попытка добиться компромисса между красивыми параметрами и звучанием. Потому как на слух они реально очень детальны и воздушны, к микродинамике никаких вопросов, но на АЧХ провал в районе 12 кГц выглядит не слишком симпатично. Это не проблема, но, судя по АЧХ, твитеры любят достаточно высокую частоту фильтров при не слишком высокой крутизне.
Поэкспериментировал с фильтрами. Неплохо получается при немного непривычной настройке ФВЧ 8-9 кГц и 12 дБ/октава. Такая настройка компенсирует ступеньку АЧХ в районе 8-10 кГц, и реально твитер вступает в работу уже с 5-6 кГц. Собственно, как раз то, что нужно.
ВЫВОДЫ
Акустика однозначно интересная и многообещающая, не просто так её родственник-близнец под маркой Rainbow в своё время был отмечен престижной европейской наградой.
Но простой я бы её не назвал. Просто воткнуть динамики и шаблонно выставить фильтры по принципу «как у всех» тут не прокатит. Каждый из излучателей имеет свои особенности, которые нужно учитывать при сведении полос. В этом смысле эту статью можно использовать как помощь в поиске оптимальной конфигурации – неравномерности АЧХ и ФЧХ наглядно показывают, где могут возникнуть трудности и как их избежать.
Двухполосный комплект действительно хорош, и при настройке полос с «разносом» частот ФНЧ и ФВЧ система получается достаточно сбалансированной. Но если есть возможность добавить отдельное СЧ звено, это сделает систему сразу на голову выше. Среднечастотники здесь весьма удачные, и могут взять на себя весь тонально значимый диапазон от 300 Гц и до 5-6 кГц – ведут себя в нём исключительно линейно.
Словом, акустика для взвешенного и «зрячего» подхода. Умеет звучать детально и красиво, хотя и требует для этого отойти от шаблонных решений в настройке системы.
ПЛЮСЫ
- Фактически, легендарные Rainbow Germanium под новым именем
- Неожиданно сложные материалы и технологии для своего бюджета
- Возможность приобрести среднечастотники отдельно
- Возможность построения как 2-полосной, так и 3-полосной систем
МИНУСЫ
- Требует нешаблонной настройки и настройщика с хорошими ушами